Сочинение на тему: Идея и смысл произведения Кавказский пленник, Толстой

Сочинение на тему: Идея и смысл произведения Кавказский пленник, Толстой

­Главная>Сочинения по произведению Кавказский пленник

Идея и смысл произведения

35 предложений/ 468 слов

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» был создан в 70-х годах XIX века, то есть через несколько лет после Кавказской войны. Он основан почти на реальных событиях, так как автор сам чуть было не стал пленником во время своего путешествия на Кавказ. В этом небольшом произведении живо и ярко описан быт горцев. Повествование ведется от лица рассказчика и концентрируется вокруг приключений одного отважного русского офицера по фамилии Жилин.

Он вместе с сослуживцем держит путь домой, но по пути их берут в плен местные татары. В этом жизненном эпизоде наглядно раскрывается характер каждого из героев. Жилин показывает себя как храбрый, волевой воин, а его товарищ Костылин как трус и предатель. В произведении автор использует метод противопоставления. В каждом малейшем поступке мы видим разницу характеров главных героев. Даже внешность у них обрисована контрастно. Жилин создает впечатление открытого и рассудительного человека, в то время как Костылин кажется недоброжелательным и злым. Между этими двумя героями и их мировоззрениями лежит пропасть, оттого и судьбы у них складываются по-разному.

На мой взгляд, главная идея заключается в том, чтобы показать читателю, как нужно себя вести в тяжелых условиях и трудных ситуациях. Для начала, не следует суетиться и трусить как Костылин. Ведь именно из-за его трусости оба офицера оказались в плену. Когда он увидел татар, то сразу бросился бежать, оставив друга одного. Но его план побега провалился. Он также как и Жилин оказался заколочен в глухом сарае, одетый в кандалы. Во-вторых, когда обидчики требуют выкуп, не обязательно беспрекословно выполнять их приказы, а нужно проявить хоть немного смекалки. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой о выкупе, так как был человеком не рассудительным, действующим сгоряча и под действием страха. Жилин на письме указал неверный адрес, чтобы оно не дошло до его пожилой и бедной матери.

В-третьих, нужно иметь выдержку и силу духа для того, чтобы освободиться из плена. Когда друзья затеяли первую попытку бегства, подвел опять же слабый характер Костылина. По пути он стал жаловаться, что ему сапоги натерли ноги и стал двигаться медленнее, поэтому их снова схватили татары. На этот раз меры были ужесточены. Офицеров посадили в глубокую яму и надели на ноги тяжелые колодки. Четвертное правило: после одной неудачной попытки, не нужно падать духом и сдаваться. Именно так и поступил Жилин. Он не стал горевать, а думал, как ему выбраться из этой ямы. Костылин решил больше не убегать. Ни сил, ни желания освободиться у него не осталось.

В конце рассказа мы узнаем, что Жилин смог все-таки добраться до границы и бежать к своим, а Костылина освободили через месяц еле живого, после того, как за него внесли внушительный выкуп. Очевидно, что смысл произведения в том, чтобы научить людей не сдаваться даже в самых трудных ситуациях, суметь сохранить здравый смысл и упорно двигаться к цели. При этом не нужно забывать о доброте, преданности, смелости и вере в себя. Во многом именно благодаря этим качествам Жилин спасся.

см. также:
Другие сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой

Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой

Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой

Краткая биография Льва Толстого