Статья по истории на тему: Арабский халифат читать
Арабский халифат
Арабский халифат - самое процветающее государство Средиземноморья, существовавшее там на протяжении средних веков. В его создании принимал участие пророк Мухаммед (Мохаммед, Магомет) и его преемники. Халифат, будучи средневековым государством, сложился в итоге объединения нескольких арабских племен Аравийского полуострова, который находится между Северо-Восточной Африкой и Ираном. Возникновение государственности у арабов в седьмом веке обладало такой характерной чертой, как религиозная окраска процесса, сопровождавшегося новой мировой религией - исламом.
В политическом движении за объединение разных племен был лозунг, в котором ясно выражался отказ от многого, в том числе были: язычество и многобожие, которые объективно отражали тенденции к зарождению нового строя («ханифского»). С именем Мухаммеда связывают поиски проповедников нового бога и новых истин, они происходили в то время под влиянием христианства и иудаизма. Он самолично провозгласил необходимость установить культ Аллаха, как единого бога. В новом общественном порядке должна быть исключена племенная рознь. Во главе арабов должен стать некий «посланник на земле от Аллаха» - то есть пророк.
В призывах исламистов установить социальную несправедливость были такие пункты:
1. Ограничить ростовщичество.
2. Установить милостыню беднякам.
3. Освободить рабов.
4. Требование честных отношений в торговле.
Это вызвало большое недовольство представителей купеческой знати, в итоге Мухаммед вынужден быть бежать со своими ближайшими сподвижниками в город Ясриб (позднее он назывался «городом Пророка» - Мединой). Там он вскоре заручился поддержкой кочевников-бедуинов и других представителей разных социальных групп. В городе возвели первую мечеть с определением порядка, по которому будет проводиться мусульманское богослужение. Мухаммед был предводителем: и военным, и духовным, а также занимал пост главного судьи.
Спустя тридцать лет после его смерти, ислам был разделен на три больших течения, вернее секты, а именно:
- сунниты, которые опирались в вопросах правосудных и богословских на Сунну, где были собраны предания о поступках и словах пророка;
- шииты, считавшие себя точными выразителями и последователями и взглядов, которых придерживался пророк и точно исполнявшими предписания Корана;
- хариджиты, для которых образцом политики и практики были первые два халифа – Омар и абу Бакра.
В истории Арабского халифата, как средневековой, выделяется два разных периода:
- дамасский, когда правила династия Омейядов;
- багдадский, когда правила династия Аббассидов.
Оба соответствовали основным этапам в развитии средневекового арабского государства и общества. Что касается первого этапа развития халифата, то это была относительно централизованная теократическая монархия. В его было сосредоточение двух властей: духовной (имамата) и светской (эмирата), они считались неограниченными и неделимыми.
В самом начале халифы выбирались мусульманской знатью, но позже власть халифа передавалась написанным им завещательным распоряжением. Роль главного советника и высшего должностного лица при халифе принадлежала визирю. По мусульманскому праву их разделяли на два типа. У одних была широкая власть, у других лишь ограниченные полномочия, т.е. они могли только исполнять приказы халифа. В раннем периоде халифата, как правило, назначались визири второго типа.
К самым важными чиновникам при дворе относились такие должности: начальника личной охраны, заведующего полицией и особого чиновника, который, в свою очередь, осуществлял надзор за всеми остальными должностными лицами.
Центральным органом государственного управления халифа являлись правительственные специальные канцелярии, в них велось делопроизводство, почтовая служба и была функция тайной полиции. Территория халифата разделялась на несколько провинций под управлением эмиров - военных наместников, которых назначал сам халиф.
Но огромная средневековая империя, называемая Арабским халифатом, все же была упразднена монголами в тринадцатом веке. Резиденцию перенести в Каир, там халиф еще до шестнадцатого века сохранял духовное лидерство у суннитов, позже оно досталось турецким султанам.
см. также:
Все статьи по истории