Сочинение на тему: Чему учит этот рассказ Кавказский пленник, Толстой

Сочинение на тему: Чему учит этот рассказ Кавказский пленник, Толстой

Главная>Сочинения по произведению Кавказский пленник

Чему учит этот рассказ?

22 предложения/ 422 слова

Рассказ «Кавказский пленник» (1872) Л. Н. Толстого — это произведение об отваге, благородстве и исключительной силе человеческого духа. Оно учит нас никогда не сдаваться, бороться за свою свободу до самого конца, но при этом в любых обстоятельствах оставаться людьми, вести себя честно и благородно.

Главному герою рассказа — русскому офицеру Жилину удается чудом выбраться из татарского плена именно благодаря тому, что оказавшись на грани жизни и смерти, он не опустил руки и продолжил сопротивляться судьбе. Мужчина совершил две попытки побега, и последняя оказалась удачной. Но бежать Жилину помогла не только его сильная воля, ум и выносливость. Подходящие условия для побега герой смог создать исключительно благодаря своей смелости, а также высоким моральным и нравственным качествам.

Уже по тому, как мужчина отчаянно сопротивлялся, не желая быть захваченным похитителями, те смогли оценить крепость его духа и неистовое желание оказаться на свободе: «Рванулся он, скинул с себя татар, — да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове…» Взяв Жилина в плен, татары быстро поняли, что им не удастся заставить офицера подчиняться своим правилам.

Жилин не согласился платить выкуп в размере трех тысяч рублей, а бесстрашно настаивал на своей сумме: «Хотите убивайте, — пользы вам не будет, а больше 500 рублей не напишу». Он попросил хозяина аула — Абдул-Мурата поселить его вместе с другим пленным товарищем — Костылиным, выдать им сапоги, хорошо кормить и снять колодки. Удивительно, но почти все эти требования татары выполнили из уважения к честному и отважному Жилину.

Но и Жилин также проявлял уважение к своим похитителям и другим жителям аула. Особенно тепло он относился к дочери Абдул-Мурата — Дине. Он мастерил для девочки кукол из глины, а она тайком носила мужчине еду. Но пожалуй, в наибольшей степени благородство Жилина проявилось в отношении к офицеру Костылину.

Несмотря на то что именно из-за этого человека герой оказался в беде, Жилин все равно не мог бросить товарища. Он до последнего старался выручить его и даже нес на руках, когда тот «расслаб» во время первой попытки побега.

Благородство Жилина в итоге спасло герою жизнь, когда, казалось, что спасение уже невозможно. Привязавшаяся к добродушному солдату Дина принесла ему в яму шест, по которому тот смог выбраться наружу. А Костылин, сам отказавшись от побега, все же помог товарищу взобраться по импровизированной лестнице.

Таким образом, отвага, крепость духа и высокие нравственные качества позволили герою совершить настоящий подвиг. И думаю, что рассказывая о чудесном спасении Жилина, Толстой хотел показать, насколько силен может быть человек, обладающий всеми этими качествами, и как важно развивать их в себе, не позволяя своим слабостям взять верх и начать руководить твоим поведением.

см. также:
Другие сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой

Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой

Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой

Краткая биография Льва Толстого