Сочинение на тему: Знакомство с жизнью татарского аула в рассказе Кавказский пленник, Толстой

Сочинение на тему: Знакомство с жизнью татарского аула в рассказе Кавказский пленник, Толстой

Главная>Сочинения по произведению Кавказский пленник

Знакомство с жизнью татарского аула

24 предложения/ 361 слово

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Толстого (1872) посвящен спасению русского офицера Жилина из татарского плена. Но произведение это интересно не только своим интригующим сюжетом. В книге писателя нашлось место и бытовым деталям. Прежде всего, это описание жизни татарского аула, куда похитители привезли Жилина и его товарища Костылина.

Татары в произведении Толстого представлены не как безжалостные злодеи. Это просто люди, живущие по законам своего народа, порой излишне жестоким законам, но все же не исключающим проявление человечности.

У мужчин в ауле есть семьи. Татарские жены, так же как и русские, занимаются хозяйственными делами и воспитывают детей. Те же, в свою очередь, веселятся и играют на улице. С интересом изучают пленников: «Выбежали еще мальчишки бритые, в одних рубашках… собрались кучкой, подошли к сараю, взяли хворостину и суют в щелку».

Татары живут в саклях, держат скот и домашних животных, пекут блины и едят лепешки из козьего сыра. В каждом ауле свой хозяин. В том, куда привезли Жилина и Костылина, — это «черноватый» татарин Абдул-Мурат. Он человек умный и не лишенный благородства, потому уважает смелость Жилина и ценит его талант мастера на все руки. Поскольку татары — менее развитый, чем русские, народ, то способность офицера чинить различные вещи приходится в ауле весьма кстати.

Несмотря на авторитет Абдул-Мурата, наиболее ценным у татар считается мнение старожилов, снискавших себе славу в боях с русскими. Так, один пожилой джигит, сразу невзлюбивший пленников, сыграет потом роковую роль в судьбе Жилина и Костылина. Именно он будет требовать убить офицеров.

Несколько месяцев проведенных в плену позволяют Жилину не просто познакомиться с жизнью татар, но и изучить их обычаи, освоить язык, а также подружиться с местной девочкой Диной. Именно Дина помогает герою совершить свой побег. Девочка привязывается к пленнику, потому что тот был добр к ней, делал кукол из глины, и она полюбила его как родного.

Думаю, образ Дины в рассказе и подробное знакомство с бытом татар дают читателю возможность понять, что люди на свете бывают совершенно разные, и не важно, в каких условиях они живут и к какой народности относятся. Они могут быть смелые и благородные, как Жилин, Дина или Абдул, а могут быть трусливые, как Костылин, или жестокие, озлобленные, как джигит. Но все же это просто люди со своими слабостями, убеждениями и ценностями.

см. также:
Другие сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой

Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой

Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой

Краткая биография Льва Толстого